uatoday.tv

На саммите НАТО в Варшаве было поднято очень много вопросов. За один раз все не охватишь. Кое-что осталось в тени и совсем никем не освещалось, а напрасно. Поскольку НАТО географически почти совпадает с ЕС, то вроде бы само собой разумеется, что обе эти организации очень плотно взаимодействуют и одна вытекает из другой. На самом деле, это совсем не так. Обе структуры создавались в разное время и с разными целями и получили различные механизмы управления. Кроме того, в НАТО входят и не европейские страны, из которых США является бесспорным лидером организации. Взаимодействие Штатов и Европы хоть и было, но его уровень после развала совка постоянно понижался, а европейские страны неуклонно сокращали финансирование этой организации, что привело к ее упадку. Мало того, даже принципиальные вопросы уже почти невозможно было решить, ибо ЕС жил сам по себе, а НАТО – само по себе. Варшава закрепила новый, высокий уровень взаимодействия и ЕС приняла позицию НАТО по вопросам безопасности, как бесспорную. Это – важный момент. Теперь фокусы, подобные тем, которые продемонстрировал президент Чехии, с потрохами купленный Кремлем, по поводу размещения там элементов ПРО – не пройдут. Сфера безопасности теперь контролируется НАТО и теперь Альянс вправе не только требовать выполнения конкретных решений в сфере безопасности, но и давать общие рекомендации такого характера, которые будут обязательно учитываться при реализации тех или иных проектов, касающихся безопасности, сообщает http://defence-line.org  

Уже в итоговом документе, опубликованном по завершении саммита, имеется позиция НАТО по вопросу, который никогда не входил в сферу деятельности Альянса. Речь идет об энергетической безопасности. Теперь уже военный блок официально дал рекомендации о глубокой диверсификации источников поступления энергии в Европу и особенно обратил внимание на безопасность путей доставки энергоносителей.

Теперь попробуем это перевести на понятный язык. Несколько лет назад в ЕС был принят так называемый «Третий энергопакет». Суть набора документов этого пакета сводилась к демонополизации энергорынка ЕС. Украина прекрасно знает, чем это может закончиться. Мы имели монопольного поставщика нефти и газа, монопольного распределителя по Украине, в лице Нафтогаза и монопольных поставщиков услуг на отрезке конечного потребления, который оседлали деятели типа Ахметова. В итоге, Россия поставляла энергоносители, купленный ею Нафтогаз оптово распределял их по стране, а прокремлевский Ахметов – доставлял газ и электричество конечным потребителям, что дало возможность безальтернативно играться с ценами, набивая свои карманы на каждой упомянутой стадии. Но самое главное, Россия имела механизм саботажа, который мог легко парализовать страну, что мы и наблюдали не раз. Если бы не собственная, небольшая добывающая промышленность, подземные газохранилища и вынужденный транзит в Европу, закрытый Миллером вентиль сразу бы возымел свое действие. Но Кремль работал дальше и желал подмять под себя и эти факторы. Не удалось.

Так вот, в Европе тот же Газпром действовал ровно так же. В некоторых местах уже сложилась ситуация, когда московские деятели стали владельцами мощностей доставки того же газа от мест его добычи до горелки в кухонной плите простого немца. Для этого были скуплены профильные активы, такие как BASF и прочие. Опасность была не только в уже сквозном владении россиянами частью энергетики той же Германии, а в том, что россияне активно вытесняли конкурентов, стремясь к абсолютной монополии, в режиме которой они привыкли работать. Монополия, значит – диктат, а диктат – основной инструмент РФ в любой сфере жизни и деятельности. Самое смешное, что бестолковый чекист лично подтвердил такие намерения, когда стал в телевизоре рассказывать об «Энергетической сверхдержаве» и о том, что к России на коленях приползут выпрашивать газ по тысяче долларов.

Именно для нейтрализации таких действий и был принят «третий энергопакет». В нем была указана граничная доля рынка, которую может иметь один владелец и наложен запрет на владение в одном лице добывающими мощностями, магистральными мощностями и распределительными сетями. По сути, это был сугубо антигазпромовский пакет нормативных актов, ибо никакая другая компания мира к такому не стремилась.

Но самое интересное произошло после принятия данного пакета. Россияне уже настолько свободно чувствовали себя в Германии, что скупленное ими чиновничество предоставило целый набор лазеек, способных обойти принятые решения. Наверное, в ближайшее время в Германии начнут вскрываться российские схемы, которые покажут, насколько Кремлю удалось коррумпировать германское правительство. Это будет эпическое шоу с задержанием сотен продажных чинуш, в том числе – самого высшего ранка.

То есть, Москва действует своими привычными методами, когда, оставляя видимую форму нормативного акта, по сути делаются вещи прямо противоположные, ставящие крест на этом документе. За примером далеко ходить не стоит, достаточно вспомнить, что Путин сделал с конституцией РФ. Она вроде бы как есть, но по факту – давно отменена в части каждой своей статьи. Она стала жалким подобием рулона туалетной бумаги, только менее удобной в использовании. То есть, фактическая ценность российской конституции гораздо ниже аналогичной по весу туалетной бумаги.

Таким образом, именно Германия продемонстрировала механизм фактического дезавуирования принятых ЕС решений. Это выражается в том, что на правительственном уровне поднимались и поднимаются ныне вопросы о «Южном потоке», который усилием воли зарубила канцлер, а потом – «Северном потоке – 2», который и сейчас пытаются протолкнуть скупленные Путиным чинуши. Им плевать на диверсификацию и безопасность своей страны и ЕС в целом. Они никак не отреагировали на призыв вице-спикера нижней палаты парламента РФ – бомбить Германию до последнего немца. Их больше интересует сумма Евро, которая пришла с Каймановых островов на их личный счет. Их они готовы отрабатывать со всей немецкой тщательностью и педантичностью. Герхард Шредер – показательный тому пример.

Но теперь ситуация изменилась. ЕС подтвердила уровень взаимодействия с НАТО и когда вопрос касается безопасности, НАТО может блокировать опасные проекты. Грубо говоря, крупные инфраструктурные, а тем более – энергетические проекты, теперь будут получать оценку военных экспертов НАТО и одобрение или отклонение из штаб-квартиры НАТО. Уже в первый день НАТО предостерегло ЕС от дальнейшего развития отношений с РФ, а значит – от муссирования темы новых «Северных потоков». Деньги дедушки Вовы, потраченные на свое лобби, ушли в туман по форс-мажору.

А тем временем Европа начинает получать уже не точечные, а большие поставки СПГ. Как стало известно, первую партию сжиженного газа из Африки получил терминал во Франции, через пару недель начинает прием газа первый из двух терминалов в Финляндии. Польша и Литва уже перешли на регулярный прием СПГ. И что самое интересное, сейчас происходит прорывное развитие энергетических технологий, которые неуклонно снижают стоимость как сланца, так и технологии СПГ. По самым скромным прогнозам, в 2020-21 годах стоимость доставки трубопроводного газа и СПГ – сравняются.

Так что мир меняется безвозвратно, уходя в завтра, а Россия с ее исконным населением и ренегатами в соседних странах, сбиваясь в стада крестных ходов, ползут в позавчера, куда им и дорога.

Фото uatoday.tv