СлоневскийDSCN3144

Прадед Александра Слоневского, Ян Кальвасинский, приехал из Польши в конце ХIX века в Каменское на строительство металлургического завода. Здесь у него родились пятеро детей, не считая двух уже живших в то время в Польше. История этой семьи трагическая. Впрочем, как и многих других в то время. Всех братьев, в том числе и его родного деда, репрессировали в 1938 году. Поэтому первая краеведческая работа Александра и была посвящена этой теме.

"МОИ РАБОТЫ НОСИЛИ НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР"

- В каком году появилась у тебя тяга к исследовательской работе как краеведа?

- Нужно сказать, что я относительно поздно начал заниматься исследованием истории города. В середине 80-х годов впервые мои работы были опубликованы в многотиражке "Знамя Дзержинки". Я тогда работал оператором на стане "350" Днепровского металлургического комбината. Это были заметки чисто производственного плана. А затем появилось краеведческое исследование. После этого, как говорится, пошло и поехало. Причем надо сказать, что некоторые мои работы носили новаторский, что ли, характер. Я писал на такие темы о которых до этого либо не писали, либо боялись писать. Несмотря на перестроечную свободу слова многие темы являлись запретными. К примеру, эта же тема репрессий. Я ее подал в свете не как ошибок сталинского руководства, а как преступление советской системы против человека. Самой большой моей удачей, после которой все мое сознание и жизнь просто перевернулись, была статья о Днепродзержинском костеле Святого Николая "Дорога к храму, или хроника одного варварства", напечатанная 6 января 1990 года. В ней я поднял вопрос о необходимости спасения костела как памятника архитектуры. Тогда же я начал всерьез заниматься краеведением. И в результате пошел процесс возрождения костела. Я перешел туда работать управляющим делами, одновременно выполняя обязанности старосты прихода. Но в основном я занимался вопросами возрождения памятника архитектуры через католическую общину. И лишь через 12 лет мной была написана книга об этой архитектурной жемчужине юго-востока Украины "Жизнь. Смерть. Воскресение". Кроме того если говорить о моих новаторских работах, то надо вспомнить статью о Игнатие Игнатьевиче Ясюковиче, втором директоре дореволюционного Днепровского металлургического завода. Газетная публикация вернула незаслуженно забытое доброе имя Ясюковича, человека сделавшего очень много как для завода, так и для Каменского. В настоящее время у меня насобиралось достаточно материала о нем, что я начал писать книгу (интервью делалось в январе 2006 года, - прим. автора). Статьей об Анне Оттовне Мороз, основательнице первой женской гимназии в нашем городе я тоже вернул ее доброе имя. Писал о репрессиях, о голоде. Причем это были такие статьи, которые в то время еще боялись не только писать, но и печатать.

- А спецорганы не интересовались тобой в то время?

- Как такого преследования не было. Но я считаю, что меня спецорганы просто проморгали. Проморгало цеховое и заводское руководство. Как раз прошел процесс перестройки. Я открыто писал, что на самом деле происходит в цехе, в заводе. В начале меня не прихлопнули, потом было уже поздно. А еще я стал депутатом городского совета и меня трогать просто было нельзя. Интересовались ли органы? Пожалуй я чувствовал такое влияние. Мы с ксендзом Мартином обращались в КГБ за помощью, когда вели борьбу за то, чтобы освободить двор территории костела от всяких организаций, расположенных там и нам открыто угрожавших физической расправой. Поначалу доходило до курьезных ситуаций, проявлявшихся по разному. Например, пришел один товарищ и предложил ксендзу Мартину, чтобы тот провозил за границу алмазы, там их подвергали огранке, делали бриллианты, продавали, а на вырученные деньги восстановил костел. Естественно предлагал делиться деньгами с ним. И таких случаев было несколько. Мы собрали эти факты воедино и написали письмо начальнику горотдела милиции с копиями городскому голове, епископу, отвечавшему за нашу территорию, Послу Польши в Украине. После этого к нам приехало высокое начальство из областного КГБ и нам официально принесло извинения за эти действия.

Сейчас издательский дом "Андрей" готовит к выпуску книгу "Дух ушедшей эпохи", которую я написал совместно с покойной Людмилой Григорьевной Яценко, историком, исследовательницей советского периода. Меня же привлекал дореволюционный период. Мне казалось там такая мощь, благородство. А что в советское время? Пятилетка в четыре года, лозунги там всякие... Но , оказалось, что я глубоко ошибался. Если взглянуть с другой стороны, то это очень интересный пласт. Здесь видна античеловеческая сущность советского строя по отношению к обществу. Книга "Дух ушедшей эпохи" описывает перид с 1917 по 1953 годы. Наш город является главным героем, через судьбы отдельных людей. Одним из них является врач и переводчик "Слово о полку Игоревом" Д.Коваленко. В книге на основании документов, воспоминаний очевидцев затронуты вопросы, о которых у нас никогда не писалось. К примеру о времени оккупации, о подполье, о том что в действительности тогда происходило в Днепродзержинске.

СлоневскийDSC 0003

- Тяжело собирать материалы?

- Нужно сказать, что это все собирается постепенно. Собираешь все обо всем. Потом вдруг оказывается, что у тебя на определенную тему скопилось такое количество материалов, которое тянет на написание книги. Тогда ты уже работаешь целенаправленно в данном направлении. Пользуюсь архивами. У многих остались какие-то документы, фотографии. Есть такие люди, которые сами искали контактов со мной. Но, к сожалению очень часто люди выбрасывают на мусорники письма, книги, фотографии. Они не понимают ценности этих вещей. К примеру, книга "Описание Днепровского завода" изданная в 1908 году в Варшаве имеется по одному экземпляру в музее истории города и в народном музее ДМК. Третий экземпляр был выброшен на свалку. Один мой знакомый нашел и теперь она находится у него.

БЕЛЫЕ ПЯТНА НА КАРТЕ ГОРОДА

- Какие еще белые пятна существуют на карте города?

- Белых пятен полно. Можно сказать, что история города по настоящему не изучена и не освещалась. Широкие слои населения не знают достоверно, что у нас происходило. Они считают, что у нас истории вообще не было. В действительности у нас была как славная история, с одной стороны, так и трагическая, с другой. Но и то и другое страшно интересно.

- Страсть к подземным тайнам и находкам присуща каждому человеку. Проявлял ли ты интерес к подземным ходам, якобы существующих в старой части города?

- Я писал на эту тему. Знаю людей которые рассказывали о ходах. Но их рассказы носят противоположные мнения. Один человек говорил, что он лично лазил по этим ходам, бабушка одна рассказывала, что она попала из костела в здание заводоуправления ДМК через такой ход. А покойный патриарх нашего города Г.А.Кушковский утверждал, что это все выдумки. В действительности люди путают коммуникации, которые находятся под землей с подземными ходами. В действительности наш город был заложен в те времена когда не было надобности создавать подземелья, как во времена татаро-монгольского ига. Трудно предположить для чего бы они нужны были. И все-таки легенд существует очень много, что вся старая часть города находится на подземельях. Но нет решающего подтверждения ни одной из версий.

- Говорят, что наш город построен на кладбищах. Соответствует ли это действительности?

- В районе нынешнего городского парка раньше было кладбище. Где сейчас находится аттракцион "чертово колесо" похоронен 6-летний сын Г.Г.Ясюковича, Павел. Там же покоятся прах легендарного борца, чемпиона мира Поля Абса, а также революционера Григория Пелина, чьим именем назван проспект. До сих пор со стороны Шевченковской улицы сохранились фрагменты кладбищенской ограды. В середине 30-х годов было принято решение сделать из городского кладбища парк отдыха. Приехали машины, разрывали могилы, гробы вбрасывались в кузов и вывозились в неизвестном направлении. Людям не разрешили даже перезахоронить усопших. Я знаю многих у которых там были похоронены родные и близкие. Дом со шпилем на перекрестке улицы Широкой и проспекта Ленина тоже стоит на кладбище. Но это было уже сельское кладбище.

- Наверняка было немало интересных случаев в твоей поисковой работы? Расскажи о каком-нибудь.

- Долгое время не была известна даже страна где умер и похоронен директор Днепровского металлургического завода И.И.Ясюкович. Он мог умереть и здесь, и в Петербурге, и в Литве или в Польше. Я долгие годы бился над этой загадкой. И в конце-концов узнал место его захоронения. Поехал в Польшу, нашел его могилу. Там оказался целый склеп семьи Ясюковичей. Тем более я познакомился и лично встретился с его внучкой, которая сейчас живет в Англии. Получилось невероятное стечение обстоятельств, что мы с ней одновременно приехали в Варшаву по разным делам. Нас там познакомили. Ханна Шленкер (так зовут внучку Ясюковича - прим.автора)приехала со своим сыном Яном. Это получается уже правнук Игнатия Игнатьевича. Уже позже Ханна передала мне неоценимые документы связанные с жизнью ее деда.

МНЕ ВСЕГДА НРАВИЛСЯ ЭТОТ ШУРШАЩИЙ ГОДАМИ, КАК ЛИСТЬЯМИ, РАЙОН - ТИХИЙ, ДОИСТОРИЧЕСКИЙ, ГДЕ ЕЩЕ СОХРАНИЛСЯ ДУХ СТАРОГО ВРЕМЕНИ

 

- У каждого человека есть какое-то любимое место то ли в городе, то ли в селе. Куда больше всего тянет тебя?

- Конечно это же старая часть города. А любимое здание костел. Мне всегда нравился этот шуршащий годами, как листьями, район - тихий, доисторический, где еще сохранился дух старого времени, где можно отогреться душой и отрешиться от суматохи нашей бучи. Хорошо здесь! Тихо и спокойно. Здесь еще живут люди, которые называют эти места Верхней Колонией. Их уже немного, они как осколки прежней жизни. Здесь ненадолго можно заболеть сладкой и очищающей болезнью - ностальгией, здесь при подходящем настроении и капле воображения очень легко можно заметить заворачивающего за угол молодого господина в котелке и с тросточкой, и мелькнувший край длинного женского платья...

В каждом городе старая его часть абсолютно ухожена, вылизана, вычищена. А у нас это просто какой-то позор. Тем не менее, когда в Днепродзержинск приезжает какая-то высокопоставленная делегация ее куда везут? В костел, церковь, театр, в конце-концов на ДМК. При этом думают как же довезти гостей, например, к костелу, минуя разбитые дороги и при этом не показывая зданий, покрашенных только с лицевой стороны. Это позор для нас иметь такую прекрасную часть города и не обращать на нее внимания. Власти наконец должны этому уделить внимание. Когда-то в исполкоме поднимался вопрос о придании Верхней Колонии исторической зоны. Но это осталось на бумаге. А хотелось бы увидеть отреставрированные здания, вымощенные камнем улицы, которых не так уж и много.

- Во времена перестройки очень активно муссировали вопрос о переименовании Днепродзержинска в Каменское. Каково твое мнение по этому вопросу?

- Я считаю, что речь должна идти не о переименовании, а о возвращении городу его исторического названия. Трудно себе представить, если бы в Германии был город носящий имя Гитлера. Это был бы скандал на весь мир. А у нас это вполне нормально. Мы должны четко знать, что представляют наши герои. Говорят, что нужно сносить памятники Дзержинскому, Ленину и т.д. Я считаю, что этого делать нельзя. Но мы должны знать кто был такой Дзержинский, кто Ленин. У Андрея Вознесенского есть очень меткая фраза: "Не надо улиц переименовывать. Постройте новые и назовите." Болтание от одного названия к другому должно быть обоснованным.

МОЕЙ ДАВНИШНЕЙ МЕЧТОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ В ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКЕ ОБЩЕСТВА КРАЕВЕДОВ

СлоневскийDSC 0104

- Ты на вид очень серьезный человек. Что тебя может рассмешить?

- Это на вид я такой. Моя любимая телепередача "КВН". Когда я ее смотрю, то хохочу до слез. Кроме того, когда я работал в костеле, там создал что-то типа театра миниатюр и сам придумывал и ставил юмористические репризы для прихожан.

- Кто ты по гороскопу?

- Вообще-то я Обезьяна и Близнецы. Но в гороскопы я не верю. Считаю это чепухой, ересью, с точки зрения верующего человека.

- Как часто ты посещаешь костел?

- В настоящее время один раз в неделю. Раньше когда я там работал, то находился в нем с утра до вечера.

- Твои любимые писатель и литературный герой?

- Мне всегда нравился Александр Куприн, его стиль письма. Кстати, кажется, что я выработал тоже какой-то свой стиль и меня узнают по нему. Однажды написал острую статью, подписавшись псевдонимом. Но меня вычислили за два дня, сказав, что так пишет только Слоневский. А из литературных героев мне больше по душе Остап Бендер.

- Твой девиз?

- Такого, чтобы он был сформулирован, пожалуй нет. Но я всегда стремлюсь в своей писательской и исследовательской деятельность быть абсолютно искренним.

- Твоя мечта?

- Моей давнишней мечтой является создание в Днепродзержинске общества краеведов, где любители истории своего края могли встречаться, обсуждать волнующие их темы, заниматься исследовательской работой.

ЕСЛИ БЫ...

- Если б была возможность пригласить на обед любого деятеля истории различных эпох, то кого бы выбрал ты?

- Сейчас я нахожусь в теме образа Г.Ясюковича. Это настолько масштабная фигура, что грех бы было не воспользоваться таким случаем. Было бы интересно побывать в нашем городе в то время и сравнить с тем, что написали мы. Насколько мы оказались близки к действительности.

- Если бы ты был волшебником, какими сверхъестественными возможностями ты бы наделил себя?

- Способностью проникать в чужие мысли.

- Если бы у тебя было много свободного времени и никаких финансовых ограничений, чем бы ты занялся?

- Я бы много путешествовал. А еще деньги бы тратил на издание своих книг. Дело в том, что их поиск на издательство это такая длинная и унизительная вещь. Ты ходишь, везде доказываешь, что финансовые средства нужны на хорошое дело. Все утвердительно кивают головой, но никто не хочет помочь.

ДОСЬЕ

Cлоневский Александр Юльевич
Родился 13.06.1956.
Известный днепродзержинский краевед.
Депутат Днепродзержинского горсовета (1991-1994 гг.).
Лауреат премии конкурса "Подивись на місто з любов'ю" (2006 г.).
Награжден медалью "За доблестный труд".

Виктор Куленко

Источник: "Событие" 2006 год.