Заседание краеведческого общества "Каменское-Днепродзержинск" в этот раз было не обычным собранием, завершавшееся чтением доклада и его обсуждением. После исторического экскурса в столетнюю историю дома архитектора А.Сокола, расположенного по улице Институтской, 2, было принято предложение создать инициативную группу, которая будет продвигать прект спасения архитектурной жемчужины нашего города.

z_4a9b438f.jpg

Дом архитектора Сокола

 

 

 

Сокол.jpg

Алексей Яковлевич Сокол (1870-1939)

 

"Хотелось, чтобы история дома Сокола не закончилась только воспоминаниями о нем, - начал свой доклад известный краевед Александр Слоневский. - Зданию, которое спроектировал архитектор Алексей Сокол исполняется ровно 100 лет. И сто лет назад проходила Первая мировая или империалистическая война. Есть некоторые параллели, которые можно провести между нынешним временем и временем столетней давности. В то время боевые действия, фронт проходил на западных границах Российского государства, а Каменское в связи с этим наводнили первые беженцы. Сейчас боевые действия происходят на восточных рубежах Украины и мы имеем таких же беженцев, но уже с другой стороны. Несмотря на то, что была мировая война и то, что Днепровский металлургический завод перешел на военные рельсы, в Каменском продожалось строительство жилых домов, и усилия действия по духовному развитию общества. Металлургический завод, возглавляемый директором Адольфом Макомасским осуществлял строительство. В частности, в 1914 году близ народной аудитории (ныне театр им. Л.Украинки. - прим. автора) был сооружен двухэтажный жилой дом для инженерно-технических работников Днепровского металлургического завода, известный нам под именем "Континент". Последующие революционные годы прошли под знаком вдохновенного труда выпускника Петербургской Академии художеств, выдающегося зодчего, художника и скульптора Алексея Яковлевича Сокола. Он прибыл в Каменское в 1915 году после того как вышел победителем двух проектов конкурсной комиссии Южнорусского Днепровского металлургического общества (ЮРДМО). Один из проектов - здание для представителей администрации Днепровского завода, а второй - экскизы росписи заводской Николаевской церкви. Церковь было решено перестроить и расширить. Пребывая в Каменском Алексей Яковлевич непосредственно курировал возведением домов на Верхней колонии, и одновременно расписывал православную церковь. Интересно отметить, что главой комитета по перестройке православного храма выступал директор металлургического завода католик А.Макомасский. Так в конце 1915 года практически напротив друг друга, силами австрийских военнопленных построены два жилых дома. Один - для преподавателей учебных заведений Каменского, другой - для представителей администрации завода. На конец 1915 года количество военнопленных, отбывающих трудовую повинность на Днепровском заводе варьировалась от 1350 до 1440 человек. Но похоже, что сам дом был построен в конце того же года, поскольку Сокол приехал в Каменское в 1915 году, а, как мы знаем, панельного строительства тогда не было. Подверждает это факт то, что в мае 1916 года квартиры в доме были свободными. Со стороны Гимназического проспекта (сейчас проспект Пелина. - прим. автора) к новостройкам Верхней колонии, и дальше к костелу была уложена булыжная мостовая (кстати, в 2013 г. с ее верхней части сняли асфальтовое покрытие и улица приобрела первозданный вид. - прим. автора).

 

 

IMG_4244.JPG

Часть булыжной мостовой по улице Институтской

 

В 1916 году по проекту А.Сокола возведена внушительная трехэтажная пристройка к левому крылу главной конторы Днепровского завода. Причем трехэтажным это крыло было с фасада. А со стороны завода здание имело пять этажей.После революции Алексей Сокол создает свое самое знаменитое творение монумент Прометей. На снимке 1922 года видно, что внизу колонны было мозаичное панно. Я когда впервые увидел, то подумал, что на нем изображен Михаил Арсеничев. Но в музее истории города мне сказали, что это обобщенный образ Рабочего. А с обратной стороны памятника на другом панно был изображен Крестьянин.

В "сороковом" доме, который находится по адресу улица Институтская, 2, архитектор Сокол огромное влияние уделил внимание фасаду этого здания. Крепко сбитое и внушительное, оно тем не менее отличается совершенством пропорций и изысканным декором всех его частей. Над каждым фасадным подъездом подпирают фронтон четыре тяжеловесные дорические колонны, которые заканчивались ионической капителью. Выполнены ввиде двух противоположно расположенных спиралевидных витков. На двухцветных окнах парадных подъездов, как и на входных дверях, установлены кованные украшения ввиде вытянутого ромба. Гранитные ступени подъездов ограничивались массивными кованными перилами, которые сохранились до настоящего времени. А полы комнат выложены паркетом. Надо отметить, что за столетие с паркетом ничего не произошло, он лежит как новенький. Каждая квартира, даже на первом этаже имела балкон. Мне показала свою квартиру на первом этаже ее хозяйка Алла Ивановна Горбас-Потоцкая (в которой она живет с 1954 года). Именно она дала очень много сведений об этом здании. Каждая квартира состояла из огромной прихожей, высоченных жилых комнат, с отдельным входом на лестничную площадку, а также хозяйственного блока. В подвале располагались подсобные помещения. Говорят, что во время военной оккупации немцы использовали этот подвал в качестве тира. А на чердаке каждый хозяин квартиры имел бокс для сушки белья. Разумеется, здание имело центральное отопление, воду свет и канализацию, представляя собой сочетание красоты, удобства и комфорта. Такое сооружение, соединяющее в себе качество дворца и крепости не затерялось бы и в губернском городе.

Немедленно после возведения, дом по своему номеру получил народное название "сороковой", а в советское время - Дом для иностранных специалистов. Но какие иностранные специалисты могут быть в разгар мировой войны? Вполне возможно, что это прозвище дом получил уже позже, в конце 1920-х годов, когда в Каменское для развития металлургического и вагоностроительного заводов прибывали специалисты из Польши, Франции, Бельгии, Англии и Германии. Возможно кто-то из них и проживал в этом доме. Кроме того, долгое время гуляла такая версия, что "сороковой" дом не является самостоятельным оригинальным проектом архитектора А.Сокола, а представляет собой копию здания французского посольства в Санкт-Петербурге. Но фотография этого посольства, которую нашла член нашего общества "Каменское-Днепродзержинск" Марина Тихомирова, убедительно свидетельствует, что между этим зданием и нашим домом сходство только то, что оба трехэтажные. И не более того.

0_10d327_40676727_XXXL.jpg

Французское посольство в Санкт-Петербурге

Была еще одна версия. Гласящая, что дом в Каменском является дипломным проектом А.Сокола, который подсунул его комиссии, и на основании этого проекта он и был построен. Но, как объяснила лучший специалист в Днепродзержинске по биографии архитектора Людмила Сергеевна Глок, поскольку Сокол был выпускником класса художника И.Репина, то дипломной работой должна была быть картина. Но никак не дом.

В довоенное время по Институтской, 2 проживал Эдмунд Крикент (занимавший после войны должность главного калибровщика металлургического завода). На фотографии середины 1930-х годов, предоставленной М.Тихомировой, родственницей Крикента, еще присутствуют капители. После войны в доме проживал главный прокатчик Шафран, главный энергетик Жук, главный механик Бурксер, заместитель главного механика Василевич, начальник листопрокатного цеха Кролюс, врач Потоцкий и другие известные личности.

Дворец-крепость Алексея Сокола строился навека. Но мы знаем, что нет такой крепости, которую не могли бы разрушить или испоганить большевики. В начале 1960-х годов в Днепродзержинске произошел трагический случай. С карниза дома вагонников на пересечении проспекта Ленина и улицы Сыровца обвалилась лепнина, смертельно травмировав проходящую мимо женщину. И вместо того, чтобы принять разумные меры по предотвращению таких случаев, было издано абсурдное распоряжение удалить архитектурные излишества по фасадам многоэтажных домов. И в это число излишеств попали капители Дома для иностранных специалистов. По воспоминаниям Аллы Ивановны Горбас-Потоцкой, эти капители надо было сбить. Но произошел казус. Они были так прочно установлены, что их не смогли сбить ни зубилом, ни кувалдой. Тогда к дому подогнали компрессор и отбойным молотком начали сбивать эти архитектурные излишества. И в результате после многочасовой долбежки по фасаду дома, а также в некоторых квартирах образовались глубокие трещины.

 

DSC_0121.JPG

 

Варварский подход к делу привел к тому, что архитектурный шедевр Алексея Сокола, один из символов города, начал превращаться в наглядное олицетворение нашего позора.

 

 

DSC_0122.JPG

И лишь в 1970-х годах была предпринята единственная попытка косметического ремонта дома. Причем она была сделана почему-то зимой. Здание окружили лесами, трещины замазали раствором, стены покрасили, но к реальным капитальным работам так и не приступили. Фасад и стены квартир продолжали покрываться новыми трещинами, куда затекала вода. Здание просело, внутри и снаружи начала отваливаться штукатурка, на чердаке ослабли опоры, подпирающие крышу. И при сильном снегопаде существует угроза просто обвала крыши.

Металлургический комбинат передал свой жилой фонд, в том числе дом по Институтской, 2 в нищее городское жилуправление. Чем похоронил теоретическую надежду на восстановление прекрасного исторического архитектурного сооружения. Правда, где-то в 2005 году жильцов дома обнадежили, что принято решение произвести ремонт здания. Однако, непонятный пожар в горжилуправлении на проспекте Пелина, 31 уничтожил, по словам чиновников, всю документацию. А это означало, что приступать к ремонтным работам уже никто не будет.

Ну, и наконец 2012 год. Предвыборная кампания в Верховную Раду. 22 сентября 2012 года кандидат в депутаты от Партии Регионов Константин Гузенко заключил социальный договор за номером 30-12-0264А с жильцами Дома для иностранных специалистов, где он брал на себя обязательства срочно сделать ремонт фасада дома № 2 по улице Институтской. Этот документ мне передала Алла Ивановна. Представители кандидата в депутаты приходили к ней и вписали, так сказать пожелания от трудящихся. К.Гузенко брал обязательства в течение своей депутатской каденции произвести ремонт. Как было сказано в преамбуле текста, подписанного городским головой С.Сафроновым, социальные обязательства обоснованы на глубоком анализе потребностей жителей городов и сел Днепропетровщины. Это позволяет понять проблемы отдельно взятого населенного пункта, сформировать конкретный план действий своих решений. Обрадованные жильцы отдельно взятого населенного пункта по улице Институтской, 2 дружно проголосовали за кандидата-регионала и стали ждать ремонта фасада своего жилища. Увы, воз и ныне там. А каденция депутата уже прошла. Поэтому к нему не может быть никаких претензий.

 

DSC_0065.JPG

В чем же причина такого постыдного явления под названием "дом архитектора Сокола"? Почему в городе, с которым выдающийся мастер связал четверть века своей жизни, к творческому наследию зодчего относятся с необъяснимым пренебрежением? Его имени нет нигде. Ни в названии самой малой улицы, ни в скромной памятной доске. Болит голова у отвественных работников исполкомов, когда посещающий этот район высоких гостей надо незаметно отвлечь от этого дома с колоннами, находящегося в удручающем виде, для осмотра памятника готической архитектуры костела святого Николая. Поэтому для этого действия разработан особый замысловатый маршрут, проложенный в обход дома Сокола. Корнем зла отцы города неизменно называют хроническое отсутствие средств. Но к этому следует добавить еще и отсутствие патриотизма у этих самых отцов города, и отсутствие широты мышления. Причем отсутствие первого надо и ставить на первое место. А ведь Верхняя колония по примеру европейских городов, где в каждом из них историческая часть вылизанная до блеска, могла бы стать жемчужиной, визитной карточкой Камеского-Днепродзержинска. Ну, а дом архитектора Сокола стал бы одним из главных украшений этой части города".

Текст: Виктор Куленко.